7 правил, как взаимодействовать с экспертом при создании курса
Марина Данцова,
руководитель отдела педагогического дизайна
Представьте: перед вами стоит задача — создать учебный курс по продажам сложного горнодобывающего оборудования для компании. И вам предстоит работать с экспертом — гуру продаж, чьё имя на устах топовых продавцов. Казалось бы, вот оно счастье. Но не тут-то было. Эксперт не выходит на контакт, на сообщения отвечает через раз: его время на вес золота, график расписан по минутам, и создание курса — ни разу для него не приоритет.
Что делать, чтобы всё-таки разработать этот курс, а не отложить до 10 никогдабря?
Знакомо? Мне — да.
При создании курсов в SwipeLMS я работала с разными экспертами: от заинтересованных до полностью равнодушных и демонстративно занятых. В этой статье я поделюсь чек-листами, которые помогают мне сделать взаимодействие с экспертами быстрым, лёгким и продуктивным.
Как я работаю с экспертами
- Подготовка
После установочной встречи с заказчиком, когда выяснены ЦА, её потребности, учебные задачи и цели курса, я договариваюсь на первую встречу с экспертом. До неё я изучаю предметную область, чтобы понимать, о чём будет говорить эксперт, и начинаю работу над материалом: изучаю его, разрабатываю карту курса и разбиваю контент на смысловые блоки.
- Встреча
На встрече с экспертом я коротко рассказываю о том, как распределятся роли в проекте, после чего мы заполняем бриф. В нём мы оговариваем наполнение каждого урока: на чём сделать акцент, а что можно упустить, где ключевые проблемы и какие ошибки сотрудников нужно отработать в первую очередь. Далее обсуждаем график работы и механизм согласований: сроки выполнения задач, число дней на получение обратной связи, внесение правок и т.д.
- Согласование
Как только первый урок готов, я отправляю его на согласование эксперту. Тот проверяет, логично ли представлен материал, нет ли искажений, соответствуют ли упражнения цели и пр. Эксперт даёт комментарии, которые я впоследствии вношу в урок и отправляю снова на согласование, пока результат не устроит все стороны. С каждым последующим уроком правок всё меньше, потому что мы с экспертом уже хорошо понимаем друг друга. Взаимодействие приносит пользу каждой стороне: я углубляю знания в новой теме, а эксперт находит свежий взгляд в своём предмете.
Весь мой опыт взаимодействия с экспертами можно вывести в ряд правил, которые реально работают:
1. Готовьтесь к встрече
Не рассчитывайте на экспромт и заранее изучите информации по теме. Важно получить понимание того, чем занимается эксперт, и уловить общую идею будущего учебного курса. Такая подготовка покажет эксперту, что вы цените его время.
2. Проработайте структуру курса
Подготовьте бриф программы курса: в нём пропишите ЦА, её болевые точки, а также цели и задачи, которые преследует курс. Этот бриф поможет эксперту понять, что вы от него хотите, и структурировать информацию по курсу.
3. Оговорите роли в проекте
Заранее подготовьте чек-лист, в котором будут прописаны обязанности и задачи всех участников процесса. Продублируйте его в чате проекта, куда обязательно включите эксперта.
Далеко не все понимают, в чём состоит работа разработчика курсов. Потому расскажите эксперту, кто вы, какими знаниями и опытом обладаете. Поясните, каковы ваши задачи на проекте, чем вы можете быть полезны при создании курса и на каких принципах строится работа.
4. Оговорите сроки и задачи на проекте
Помните, участие в разработке учебной программы – не основная работа эксперта. Потому важно на старте согласовать его задачи, дедлайны, способы и время связи.
5. Договоритесь о графике и ритме
Донесите эксперту, что работа над курсом – это не единоразовое мероприятие. Она представляет собой цикл, в котором вы неоднократно связываетесь, обсуждаете материал, получаете обратную связь, дорабатываете.
Сначала взаимодействие потребует немало времени, но впоследствие оно будет сокращаться, как и число правок. Ведь с каждым проработанным уроком вы с экспертом будете лучше понимать друг друга.
6. Запрашивайте обратную связь
На старте проекта оговорите, что вы открыты к конструктивной обратной связи. Поясните эксперту, что честный фидбек поможет сделать качественный продукт.
И, конечно, будьте готовы принимать критическую точку зрения, обсуждать её и, если нужно, вносить коррективы в учебный контент.
7. Напоминайте о цели обучения
Эксперты любят свой предмет, поэтому часто каждая крупица контента кажется им важной. Чтобы избавиться от лишнего в курсе, периодически возвращайте эксперта к целям обучения. Это даст понимание, что необходимо включить в курс, а что стоит опустить, какие понятия требуют расшифровки (например, при создании курса для новичков), а какие будут понятны студентам (например, в курсе для опытных сотрудников).
- глубоко разбираются в вопросе и могут указать на детали, которых не знает человек «не в теме» или гугл;
- знают массу историй из практики, которые наполняют курс фактурой и делают его живым и интересным.
А вишенкой на торте становятся обоюдное ощущение пользы от коммуникаций и результаты совместной работы в виде качественного, приближенного к реальности курса.
Привлекайте экспертов и вы, пробуйте инструменты из статьи и создавайте классный учебный контент. Желаю вам в этом удачи!