Как встроить обучение в напряжённый график?
Мы живем на больших скоростях. Высокая потребность в обновлении знаний наслаивается на настолько плотный график работы, что даже на обед не всегда находится час.
Мы подписаны на множество каналов, нас окружают папки с сохранёнными полезными статьями, купленные книги ждут гипотетического свободного вечера.
Что следует за этим?
В гонке за развитием нет финиша, поэтому легко сломаться и сдаться: “нет времени” или “мне не дано”.
Но обучение далеко не всегда про “дано — не дано” от природы, это чаще про организацию. Давайте попробуем самостоятельно создать вокруг себя такую среду, которая будет помогать обновлять знания.
Откуда берутся знания?
Есть два потока обучения.
- Формальное — вы проходите учебный курс, выполняете задания, прилагаете усилия. Одним словом, вы понимаете, что вы сейчас находитесь в организованном процессе получения знаний.
И есть второй поток, он гораздо шире первого.
- Неформальное обучение — это опыт, который вы получаете из своего окружения. Часто вы даже не осознаёте, что обучаетесь. Просто в определённых ситуациях вы повторяете правильную модель поведения или узнаёте информацию, которая вас наталкивает на размышления и т.д.
И как найти дополнительные резервы времени и ресурсов?
Сочетаем оба потока. Про формальное обучение написано много: важно поставить цель и расставить приоритеты, отказаться лишнего, выделить время и составить график. Применять и практиковать.
Системной организации неформального опыта уделяется значительно меньше внимание, потому что не воспринимается внутренне как источник новых знаний. И очень зря.
Давайте посмотрим, что нам поможет обновлять свои знания без морально-волевых усилий.
1. Окружайте себя экспертами
Есть такое выражение “думать об кого-то”. Проговариваете свою мысль кому-то — она начинает играть новыми красками.
Обсудив задачу с экспертом в другой области, вы получаете доступ к новым знаниям, другой точке обзора. Полезные идеи рождаются на стыке смежных процессов. Общаясь, вы не просто узнаете инструменты из другой области, но и сразу примеряете их на свою. Это высоко продуктивный метод обучения.
Эта рекомендация будет работать, если вы чувствуете себя комфортно в этой коммуникации. Если разговор переходит из русла совместного поиска в оборону своей позиции, на этом польза и заканчивается.
2. Учитесь у команды
Если в команде налажена коммуникация, то все учатся “друг о друга”. Это касается как профессиональных тонкостей, так и усвоения моделей поведения.
В каждом разговоре вы практикуете целый букет навыков: от навыков убеждения до умения давать и принимать обратную связь. Особенно полезно быть открытым к опыту друг друга и учиться у молодых сотрудников в том числе. Но если в команде нет ценности знаний или индивидуальные достижения выше командных — то обмена не получится. Снова мы возвращается к тому, что безопасная среда — залог продуктивного обмена.
“ Сила команды в каждом отдельном ее члене. Сила каждого отдельного члена в команде.”
— Фил Джексон
.png)
3. Посмотрите по сторонам
Чем бы вы ни увлекались, в этом будет часть обучения. Если вы занимаетесь йогой — вы перенесёте в другую деятельность опыт концентрации и умение сосредоточиться на моменте. Или вы в душе цветовод — значит понимаете, что для того, чтобы увидеть прекрасные цветы нужно обработать землю, вырастить рассаду, создавать условия и терпеливо ждать. Каждая деятельность может чему-то научить, если вы умеете анализировать свой опыт.
4. Пробуйте разные форматы Edutainment (сочетание обучения и развлечения, которые принесут удовольствие)
Особенно сейчас в условиях удаленки очень не хватает ярких и красивых впечатлений. И за это время появилось много каналов с красочными историями о путешествиях, сериалов про произведения искусства, известных людей, знаменитые события.
В наше время эксперты научились интересно и вовлекающе рассказывать про любую часть жизни: от высокой науки до тонкостей прикладного мастерства. Можно и отдохнуть, посмотрев на вдохновлённых людей, и подумать о своём проекте. А почему бы и нет?
5. Выбросите мусор … из головы
Научно доказано, что мы переключаемся между режимами сфокусированного мышления и рассеянного мышления. В сосредоточенном состоянии мы сконцентрированы на решении задачи. Мозг не может находиться в этом состоянии долго — необходимо переключаться на рассеянный режим.
И здесь есть два момента.
Нам необходимо это переключение не только для отдыха, но и для обработки информации разными частями мозга. Обращали внимание, что именно после того, как мы отошли от решения сложной задачи и занялись чем-то другим, например, вышли на прогулку — решение внезапно приходит. Это и есть “магия” расфокусированного режима. Информация “переварилась” — выход найден.