Кривая Эббингауза: как запоминать раз и навсегда
Марина Данцова,
руководитель отдела педагогического дизайна
Вы когда-нибудь ловили себя на мысли, что забыли, о чём была книга, которую вы прочитали полгода назад? Или как зовут коллегу, которого вам представили на прошлой неделе?
Да, с кем не бывало ... Думаете, дело в плохой памяти? А вот и нет.
Через нас действительно проходит много потоков информации, но большинство попадает в кратковременную память и исчезает оттуда. А надолго мы запоминанием лишь малую долю. Это позволяет нам не перегружаться лишней информацией.
Но что если если информация нужна?
Давайте разбираться, как именно мы запоминаем информацию.
Как работает наша память?
Ключевое исследование немецкого учёного Германа Эббингауза утверждает: уже в первый час после запоминания теряется 60% информации, в течение 10 часов - 65%, а через 6 дней – целых 80%.
Это значит, что через пару дней вы не вспомните содержание этой статьи, забудете напрочь прочитанную недавно книгу или пройденный важный вебинар. Можно ли это изменить?
Спойлер: зубрёжка и пассивное перечитывание, к которым все так часто обращаются, не помогут.
Оказалось, что перехитрить собственную память и не забывать информацию можно только при системном подходе и соблюдении ряда рекомендаций. Давайте их рассмотрим.
1. Используйте интервальное повторение
Допустим, вы выучили несколько английских слов. Помните: как только вы закроете тетрадь, — процесс забывания будет запущен. Остановить его поможет повторение. Но не хаотичное, а строго по схеме:
- первое повторение — сразу после заучивания;
- второе повторение — через 20 минут после первого;
- третье повторение — через 8 часов после второго;
- четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.
Но тут есть нюанс: чтобы запомнить информацию раз и навсегда, важно именно «доставать» её из памяти, активно вовлекая мозг в этот процесс. Для этого:
— пересказывайте новую информацию: материал лучше всего закрепится, если рассказать его другу, знакомому или даже самому себе в зеркале.
— практикуйте припоминание: изучая новую информацию, проводите самотестирование: задавайте себе вопросы по пройденному материалу и самостоятельно на них отвечайте, никуда не подглядывая. Самотестирование — лучший способ понять, что из нового материала вы усвоили, а чему ещё предстоит научиться.
2. Связывайте новые знания со старыми
Изучая новую информацию, попытайтесь связать её с тем, что уже знаете. Например, чтобы запомнить информацию из этой статьи, подумайте, какими способами запоминания вы уже пользуетесь и что бы хотели применить из того, что прочли.
Это создаст нейронные связи, которые помогут новой информации крепче осесть в мозгу, и со временем эти знания перейдут из кратковременной памяти в долговременную.
3. Практикуйтесь
Старайтесь сразу же использовать изученное. Применяя знания на практике, мы запускаем сложный процесс чувственного опыта, ассоциативного мышления и логики. Всё это способствует запоминанию информации на долгое время.
Наверняка вы сейчас что-то изучаете. Сделайте паузу и подумайте, какими методами вы воспользуетесь, чтобы не забыть.
4. Применяйте микроформат
Изучайте материал маленькими порциями. Большие порции вас утомят, вы быстро потеряете концентрацию, будете учить через «не могу», потому запомните ещё меньше. Небольшие порции, чередование с отдыхом и интервалы между блоками — вот лекарство от «плохой памяти».
А если хотите, чтобы вам на помощь пришли новые технологии — тогда попробуйте Swipe.
Давайте посмотрим, как эти правила сработали на моём примере.
Расскажу, как я осваивала профессию методиста. Мне всегда нравилось обучать. Настолько, что мама с детства пророчила мне профессию учителя. Годы шли, я успела поработать в банке и консалтинге, но учителем так и не стала, хотя желание обучать никуда не исчезло. Желаниям суждено сбываться, и в однажды у меня появился шанс освоить неизвестную мне профессию методиста. Забегая вперёд, скажу, что мне повезло с учителем. Она, зная все особенности запоминания информации, построила учебный процесс так, что новые знания надолго осели в моей памяти. Начали мы с изучения, что такое микрообучение и на каких принципах оно строится. Уже сразу после окончания обучения стартовал процесс забывания, что было известно моей наставнице. Потому через 30 минут после обучения в чате появились вопросы по изученному материалу. Главное условие – отвечать по памяти, не обращаясь за помощью в заметки или Google.
Так продолжилось и дальше: мы припоминали и к концу рабочего дня, на следующий день, ещё через 2 — интервальное повторение в действии.
Тема микрообучения так меня захватила, что я стала делиться тем, что я узнала о нём, со своими друзьями. Этот пересказ позволил материалу ещё прочнее осесть в памяти.
А чтобы закрепить успех, на помощь мне подоспел курс о микрообучении в Swipe. Короткие уроки, которые я успевала проходить в метро и стоя в очереди в магазине, помогли закрепить изученный материал и перевести в долгосрочную память. Теперь разбудите меня ночью, а принципы микрообучения у меня от зубов отскакивают. Всё получилось!
Именно в этот момент я осознала, что вместо бессмысленной зубрёжки лучше подойти к запоминанию осмысленно. Это куда более продуктивно и эффективно.
Сейчас я применяю принципы запоминания в обучении своих сотрудников и клиентов, где они так же хорошо работают.
Попробуйте и вы!
Желаю удачи!