Сторителлинг: дойти до конца истории - Swipe

Сторителлинг: дойти до конца истории

Анна Чигрина,

методист обучающих программ

Когда я вспоминаю школьные уроки или лекции в универе, первое, что приходит на ум — не формулы и правила. Я помню истории, которые преподаватели рассказывали нам на уроках. 

И я знаю, что не одна такая.

Именно поэтому сейчас везде говорят про образовательный сторителлинг — это когда набор инструментов и правил превращают в интересную историю или квест, который проходит студент.

Кажется, мы ответили на вопрос "Зачем мне использовать сторителлинг?" 

Давайте переходить к практике.

А с ней не всё так просто.

Когда я только начинала создавать истории в своих образовательных программах, я лепила ошибку за ошибкой. То герой мне не нравился, то история уходила далеко от целей обучения. За моими плечами — недели, проведённые в злости, прокрастинации и правках. Всё это время я осознавала: мои истории не работают.

Именно поэтому я хочу поделиться с вами основными ошибками сторителлинга. Пусть ваш путь будет легче, чем был у меня laughing

Итак, поехали!


Ошибка №1: Непопадание в целевую аудиторию

 

Представьте: вы — первый день в должности курьера. Вам рассказывают историю об успешном менеджере компании и о том, как он прекрасно работает. 

Думаю, вы бы сидели и думали: “Дайте мне свод правил, как тут выжить и пройти стажировку. С менеджерами я ещё познакомлюсь!”

Поэтому учитывайте целевую аудиторию: выбирайте героя, с которым ученик сможет себя ассоциировать. Тогда он захочет дойти до конца истории.


Ошибка №2: Вымученная история

 

Но одного героя недостаточно.

Сделайте историю живой и актуальной для обучающегося.

Он должен проживать её как свою жизнь.

Используйте те декорации и ситуации, которые ваши ученики проживают прямо сейчас. Если вы хотите показать, как разруливать внутренние конфликты, пусть действие вашей истории происходит в тесном офисе. Где сотрудники приостановили свои дела, чтобы послушать перепалку коллеги с подчинённым… 

Живо, не так ли?

 

Ошибка №3: Бесцельная история

 

Допустим, вы придумали захватывающий сюжет.

А теперь проверьте, связан ли он с учебной целью.

Например, вы придумали историю. Ваши сотрудники — герои известного фильма, должны победить вселенское зло. 

На этом этапе вспомните вашу цель и посмотрите, прослеживается ли она в сюжете.

Например, в обучении стандартам обслуживания клиентов в салоне мебели не стоит использовать правила игр на выживание.

Помните, что сторителлинг — это элемент обучающей программы. В ней не должно быть ничего лишнего.


Ошибка №4: Перегруженный сторителлинг

 

Не перегружайте вашу историю лишними деталями. Даже если она увлекает сильнее остросюжетного детектива, ученики устанут от длинного сюжета со множеством подробностей.


Сохраняйте баланс: участники должны достичь обучающей цели через сторителлинг, а не просто послушать интересную историю.

Ошибки разобрали. 

Итак, история вовлекает, дарит эмоции и рассказывает о сложных вещах простым языком.

Как же её создать?

 

Кажется, без плана тут не обойтись.


Давайте посмотрим, какие шаги подготовят вас к написанию истории.


1. Поставьте цель

 

Ответьте на вопрос: “Чего я хочу добиться с помощью сторителлинга?"

Например: 

  • Новые сотрудники поверят в ценности компании.
  • Работники поймут, почему необходимо соблюдать стандарты.
  • Сотрудники научатся правильно вести себя в конфликтах.

Запишите ответы на эти вопросы. И чётко придерживайтесь заданной траектории. 



2. Определите ЦА

 

Узнайте всё о тех, кто будет вовлечён в историю. 

Ответьте себе на вопросы:

  • Какой возраст этих людей? 
  • Какова их социальная роль?
  • Какие у них могут быть привычки? 
  • Что им нравится, а что они терпеть не могут? 
  • Каковы их цели? 
  • Какие преграды могут возникнуть на пути к целям? 
  • Как они могут преодолеть эти барьеры?

Чем детальней вы проработаете ЦА, тем больше шанс, что ваш персонаж “попадёт в сердечко” участникам. Если ученики станут сопереживать персонажу — будьте уверены, они дойдут до конца истории (читай — обучения).



3. Создайте сценарий и структуру

 

Помните, что рассказ о благополучной жизни никого не зацепит. Любая история — это конфликт, который переживают герои. 

Например, ваш персонаж может накосячить со своей первой задачей, сказать лишнего при руководителе. И всё это — в первый рабочий день. И как он будет потом разгребать это?… 

 

4. Добавьте эмоций

 

Эмоции — приправа, которая придаст вкус вашей истории.

Сделайте героев человечными, со своими страхами и желаниями. Заставьте слушателей сопереживать им. История, которая не вызывает эмоций, вряд ли запомнится и чему-то научит.

Например: ваш герой — новичок в крупной компании. С первого дня он не может спокойно реагировать на своего резкого, бескомпромиссного менеджера. Тогда новенький решает "проглотить" чувства и стать лучшим менеджером в компании.

И помните главное: ваша задача в сторителлинге — создать такую историю, которую захочется прожить вместе с героем и выйти из неё победителем (со знаниями и опытом).

Ведь мы внимаем только тому, что принесёт нам успех в будущем.

Желаю удачи!

Мы собираем файлы cookie. Мы обязаны вам об этом сказать.
OK