Сторителлинг: дойти до конца истории

Анна Чигрина,
методист обучающих программ
Когда я вспоминаю школьные уроки или лекции в универе, первое, что приходит на ум — не формулы и правила. Я помню истории, которые преподаватели рассказывали нам на уроках.
И я знаю, что не одна такая.
Именно поэтому сейчас везде говорят про образовательный сторителлинг — это когда набор инструментов и правил превращают в интересную историю или квест, который проходит студент.
Кажется, мы ответили на вопрос "Зачем мне использовать сторителлинг?"
Давайте переходить к практике.
А с ней не всё так просто.
Когда я только начинала создавать истории в своих образовательных программах, я лепила ошибку за ошибкой. То герой мне не нравился, то история уходила далеко от целей обучения. За моими плечами — недели, проведённые в злости, прокрастинации и правках. Всё это время я осознавала: мои истории не работают.
Именно поэтому я хочу поделиться с вами основными ошибками сторителлинга. Пусть ваш путь будет легче, чем был у меня
Итак, поехали!
Ошибка №1: Непопадание в целевую аудиторию
Представьте: вы — первый день в должности курьера. Вам рассказывают историю об успешном менеджере компании и о том, как он прекрасно работает.
Думаю, вы бы сидели и думали: “Дайте мне свод правил, как тут выжить и пройти стажировку. С менеджерами я ещё познакомлюсь!”
Поэтому учитывайте целевую аудиторию: выбирайте героя, с которым ученик сможет себя ассоциировать. Тогда он захочет дойти до конца истории.
Ошибка №2: Вымученная история
Но одного героя недостаточно.
Сделайте историю живой и актуальной для обучающегося.
Он должен проживать её как свою жизнь.
Используйте те декорации и ситуации, которые ваши ученики проживают прямо сейчас. Если вы хотите показать, как разруливать внутренние конфликты, пусть действие вашей истории происходит в тесном офисе. Где сотрудники приостановили свои дела, чтобы послушать перепалку коллеги с подчинённым…
Живо, не так ли?
Ошибка №3: Бесцельная история
Допустим, вы придумали захватывающий сюжет.
А теперь проверьте, связан ли он с учебной целью.
Например, вы придумали историю. Ваши сотрудники — герои известного фильма, должны победить вселенское зло.
На этом этапе вспомните вашу цель и посмотрите, прослеживается ли она в сюжете.
Например, в обучении стандартам обслуживания клиентов в салоне мебели не стоит использовать правила игр на выживание.
Ошибка №4: Перегруженный сторителлинг
Не перегружайте вашу историю лишними деталями. Даже если она увлекает сильнее остросюжетного детектива, ученики устанут от длинного сюжета со множеством подробностей.
Сохраняйте баланс: участники должны достичь обучающей цели через сторителлинг, а не просто послушать интересную историю.
Ошибки разобрали.
Итак, история вовлекает, дарит эмоции и рассказывает о сложных вещах простым языком.
Как же её создать?
Кажется, без плана тут не обойтись.
Давайте посмотрим, какие шаги подготовят вас к написанию истории.
1. Поставьте цель
Ответьте на вопрос: “Чего я хочу добиться с помощью сторителлинга?"
Например:
- Новые сотрудники поверят в ценности компании.
- Работники поймут, почему необходимо соблюдать стандарты.
- Сотрудники научатся правильно вести себя в конфликтах.
Запишите ответы на эти вопросы. И чётко придерживайтесь заданной траектории.
2. Определите ЦА
Узнайте всё о тех, кто будет вовлечён в историю.
Ответьте себе на вопросы:
- Какой возраст этих людей?
- Какова их социальная роль?
- Какие у них могут быть привычки?
- Что им нравится, а что они терпеть не могут?
- Каковы их цели?
- Какие преграды могут возникнуть на пути к целям?
- Как они могут преодолеть эти барьеры?
Чем детальней вы проработаете ЦА, тем больше шанс, что ваш персонаж “попадёт в сердечко” участникам. Если ученики станут сопереживать персонажу — будьте уверены, они дойдут до конца истории (читай — обучения).
3. Создайте сценарий и структуру
Помните, что рассказ о благополучной жизни никого не зацепит. Любая история — это конфликт, который переживают герои.
Например, ваш персонаж может накосячить со своей первой задачей, сказать лишнего при руководителе. И всё это — в первый рабочий день. И как он будет потом разгребать это?…
4. Добавьте эмоций
Эмоции — приправа, которая придаст вкус вашей истории.
Сделайте героев человечными, со своими страхами и желаниями. Заставьте слушателей сопереживать им. История, которая не вызывает эмоций, вряд ли запомнится и чему-то научит.
Например: ваш герой — новичок в крупной компании. С первого дня он не может спокойно реагировать на своего резкого, бескомпромиссного менеджера. Тогда новенький решает "проглотить" чувства и стать лучшим менеджером в компании.
Ведь мы внимаем только тому, что принесёт нам успех в будущем.
Желаю удачи!